1

Департамент культуры ЯНАО

Государственные учреждения культуры ЯНАО

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Священное место Ангальский Мыс (XVI – XVII вв.)

Священное место Ангальский Мыс (XVI – XVII вв.)

Наименование объекта: Священное место Ангальский Мыс (XVI – XVII вв.)

Месторасположение объекта: ЯНАО, МО Салехард, на правом берегу р. Оби на Ангальском мысе, к северо-западу от черты городской застройки

Категория охраны: памятник регионального значения

Документ о принятии на охрану: Постановление Администрации ЯНАО от 09.10.2009 г. № 521-А

Общие сведения

Объект этнокультурного наследия «Священное место Ангальский мыс» расположен на территории Ангальского мыса к северо-западу от черты застройки г. Салехарда. Ангальский мыс образован при слиянии рек Обь и Полуй, правого притока Оби и является частью Полуйской возвышенности. Границы экспертируемого объекта устанавливались на основании анализа исторических источников, сообщений информаторов и в ходе непосредственного его посещения. Протяженность участка, на котором расположен памятник, вдоль берега составляет 2,2 км, вглубь террасы до 1,8 км. Площадь объекта составляет 236,37 га.

Историческая справка

В научных этнографических кругах священное место на Ангальском мысе связывается с историей и религией северных хантов. В связи с процессом развития науки в России, сбором и накоплением этнографических материалов о северных народах, первые фундаментальные научные труды, посвященные обским уграм, появляются в XIX веке и носят описательный характер.

Первые исследователи приводят общую характеристику сакральных мест хантов, описания культовых изображений, жертвенной одежды и одежды духов. Это работы финских ученых М.А. Кастрена и К.Ф. Карьялайнена, работавших на севере Западной Сибири соответственно в конце 1830 – 1840-х и 1898 – 1902 годов.

С 1862 по 1864 годы на государственной службе в Обдорске состоял Ю.И. Кушелевский, побывавший в трех экспедициях для исследования Ямальского Севера, по итогам которых он опубликовал путевые заметки с описанием тех мест, где ему удалось побывать, этнографическими наблюдениями из жизни северных народов.

В 1876 году член-сотрудник РГО, кандидат естественных наук И.С. Поляков совершил «путешествие» в долину р. Оби.

В.В. Бартенев, сосланный в 1891 – 1895 годах в Обдорск, приводит описание так называемого «Обдорского священного места» и совершаемых там обрядов, при этом он подчеркивает, что эти данные ему «передали», и за достоверность информации он не ручается.

Некоторые описания культовой практики аборигенного населения Тобольского Севера содержатся в путевых дневниках миссионеров Обдорской миссии, материалах их делопроизводства. Большую краеведческую работу с целью выяснения особенностей традиционных верований местного населения проводил И.С. Шемановский (Иринарх), будучи настоятелем Обдорской миссии с 1898 по 1910 годы. Наиболее известные его работы – «Из дневника Обдорского миссионера», «В дебрях крайнего северо-запада Сибири». И.С. Шемановский исследовал значение Обдорского городка в культурной и политической жизни северных остяков, собрал информацию о культовом месте, располагавшемся неподалеку от остяцкого поселения, выявил связь сакрального пространства, занимаемого миссионерской церковью и древнего «языческого капища», раскрыл некоторые исторические аспекты функционирования культовых объектов.

Единого мнения на месторасположение «Священного места Ангальский мыс» и его значение для этнической истории северных ханты нет и среди этнографов в конце XIX – начале XXI веков. Беседы с информаторами натолкнули нас на мысль, что существующие расхождения объясняются особенностями традиционных представлений ханты, для которых все священные места, расположенные как правило на мысах называются «Лонгхавыт нёл». По одной из самых распространенных точек зрения расположение культового места на Ангальском мысу связывается с Обдорским городком и хантыйской княжеской династией Тайшиных. Роль Обдорского городка в качестве политического и религиозного центра Обского Севера подчеркивается в работах А.В. Ополовникова, Е.А. Ополовниковой, Е.В. Переваловой, Е.М. Главацкой.

Ополовниковы скрупулезно восстанавливали историю Обдорска от острога до современного города с целью реконструкции и воссоздания Обдорской крепости. В их работе содержится много текстовых и графических материалов, в том числе и характеристика Ангальского мыса.

Е.В. Перевалова исследует этническую историю северных хантов, в том числе процесс распространения православия среди остяцкого населения и роль князей Тайшиных в ходе взаимодействия двух религий. Е.В.Перевалова вслед за Иринархом помещает «знаменитое капище остяков» на Ангальском мысу в Обдорском городке. Ориентируясь на сообщение Ю.И. Кушелевского, она также допускает здесь совершение человеческих жертвоприношений. Однако игумен Иринарх писал в 1909 году, что «...от языческого капища остяков Обдорского городка теперь, конечно, не осталось никаких следов. Но место его известно. На нем стоит ныне четвертый по счету миссионерский храм. Впервые выстроенный в самом начале XVII столетия, он уже более 300 лет удовлетворяет духовным потребностям инородцев-христиан...». В этой связи, исследовательница отмечает, что «знаменитое капище на Ангальском мысе было перенесено ниже по Оби в связи с переселением Тайшиных в юрты Князевы после того, как в резиденции остяцкого князя в начале XVII века была построена церковь. «Лысая Гора» (Вурты Сангхам – «Кровавая возвышенность») близ Горнокнязевска стала наследницей святилища на Ангальском мысе (Лонгот Нель – «Мыс духов») хантыйского рода Тайшиных». К сожалению, эти сведения не подтвердили наши информаторы, рассматривавшие Вурты Сангхам как самостоятельный отличный от священного места на Ангальском мысу объект для поклонения.

Одно из самых подробных описаний священного места, расположенного на Ангальском мысу составлено К. Носиловым, посетившим Обдорск летом 1893 года. Он сообщает, что оно располагалось на расстоянии 5 верст от Обдорска, на выдающемся мысу на реке Оби, где опасно плавание.

В июне 2009 сотрудницей СИ РАН Институт проблем освоения Севера Е.А. Воложаниной проведена историко-культурная экспертиза с целью определения правового статуса данного объекта культурного наследия.


Минкультуры России
  • Портал культурного наследия России
  • Департамент по молодежной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Спорт на Ямале
  • Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Департамент образования ЯНАО
  • Окружной Дом ремесел
  • Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО
  • МВК им. И.С. Шемановского
  • Культурно-деловой центр
  • Окружной Центр национальных культур
ГИВЦ
Создание сайта
ГИВЦ Минкультуры