Усадебный дом

Перед Вами карта-схема первого этажа усадебного дома. Для того, чтобы увидеть фотографии и описание отдельных частей, кликните мышью на интересующий Вас элемент.

 

Кабинет и библиотека князя А.И. Вяземского Кабинет и библиотека князя А.И. Вяземского Кабинет и библиотека князя А.И. Вяземского Кабинет и библиотека князя П.А. Вяземского Кабинет и библиотека князя П.А. Вяземского Библиотека П.П. Вяземского Библиотека П.П. Вяземского Овальный зал Овальный зал Большая столовая Большая столовая Малая столовая Малая столовая Вестибюль Вестибюль Большая гостиная Большая гостиная Малая гостиная Малая гостиная Парадная спальня Парадная спальня Карамзинская комната Комнаты второго этажа

Комнаты второго этажа


Посмотреть изображение

«Светлый и радостный, верхний этаж дома… хранит своеобразное очарование жилого уюта, до сих пор не покинувшего эту старую усадьбу» (Историк А.Греч)

Комнаты верхнего этажа делились на те, что носили музейный характер, и на жилые. Среди первых, кроме карамзинской комнаты, здесь располагались: комната (верхняя спальня) князя Андрея Ивановича Вяземского, «образная» (она же комната древнерусского искусства). Обстановку комнаты А.И.Вяземского отличала подчеркнутая строгость, передававшая характер ее прежнего владельца: симметричная расстановка мебели, симметричная развеска гравюр французских и английских мастеров. Здесь же, согласно А.Н.Гречу (1924) находилась «одна из самых любопытных вещей крепостного мастерства в Остафьеве» – ширма наборной работы с фигурами танцующих женщин, скомпонованных по две в ромбах. Из мебели в этой комнате находились: кровать с каркасом для полога; бюро со стоящими на нем двумя кувшинами, ручки которых имеют вид каких-то крылатых и хвостатых существ.

В «образной» были представлены произведения древнерусского искусства, собранные П.П.Вяземским (134 иконы XV – XVII вв., памятники лицевого шитья, деревянная скульптура, деревянные брачные венцы XVII века из Костромской губернии), предметы крестьянского обихода (берестяные туески, пряничные доски, расписные прялки, изделия хохломских мастеров, коллекция женских головных уборов и др.). Здесь же хранились издания Общества любителей древней письменности, основанного П.П.Вяземским в 1877 году.

В одной из верхних комнат П.П.Вяземский сосредоточил произведения русской живописи: эскизы В.Боровиковского «Св. Георгий» и «Неразумные девы», портрет В.Боровиковского кисти его ученика Богаевского-Благодарного, эскиз к картине «Покорение Казани» К.Брюллова, картина «Слепец с поводырем» П.Сорокина и др.

Обстановка большинства жилых комнат составляла преимущественно мебель времени Николая I (2-я четверть XIX в.) и старая остафьевская. А.Н.Греч писал (1924, с.34): «… пузатые комоды, неуклюжие столы… старый детский бильярд, шкафы и столики красного дерева, на стенах – гравюры, литографии и семейные портреты, кое-где лежащие альбомы с рисунками и старыми фотографиями никому неведомых людей – таково незатейливое, но бесконечно милое убранство этих комнат».

В комнате Марии Аркадьевны Вяземской были сосредоточены семейные портреты, в основном представителей рода Столыпиных: карандашные и акварельные портреты братьев Алексея и Дмитрия, сестер Веры Аркадьевны Голицыной и Екатерины Аркадьевны Кочубей, портрет деда Н.С.Мордвинова и матери Веры Николаевны, акварель, изображающая венчание ее с Павлом Петровичем в церкви в Константинополе, рисунки мужа и т.д.

Из мебели в комнате стояли: диван, рядом с ним изящный столик и шкаф, на полках которого были размещены изделия из фарфора. Здесь же находились кровать и комод с канделябром.

Стены лестницы, которая вела на верхний этаж, были увешаны картинами мастеров разных, преимущественно итальянских, школ.
Посмотреть изображение
11
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение