Усадебный дом

Перед Вами карта-схема первого этажа усадебного дома. Для того, чтобы увидеть фотографии и описание отдельных частей, кликните мышью на интересующий Вас элемент.

 

Кабинет и библиотека князя А.И. Вяземского Кабинет и библиотека князя А.И. Вяземского Кабинет и библиотека князя А.И. Вяземского Кабинет и библиотека князя П.А. Вяземского Кабинет и библиотека князя П.А. Вяземского Библиотека П.П. Вяземского Библиотека П.П. Вяземского Овальный зал Овальный зал Большая столовая Большая столовая Малая столовая Малая столовая Вестибюль Вестибюль Большая гостиная Большая гостиная Малая гостиная Малая гостиная Парадная спальня Парадная спальня Карамзинская комната Комнаты второго этажа

Библиотека П.П. Вяземского


Посмотреть изображение

Библиотека П.П.Вяземского являлась отражением энциклопедической широты круга его чтения. Здесь были книжные раритеты: инкунабулы; альдины; эльзевиры*; роскошно изданные альбомы. Самую ценную часть библиотечного собрания князя составляли рукописи (их описание в 1902 г. издал С.Д.Шереметев): жития XVI-XVIII вв., писанные скорописью и полууставом; травники, лечебники, хронографы и др.; книги по палеографии и агиографии**, по истории древнерусской музыки и истории старопечатной книги.

Здесь же хранилось колоссальное собрание гравюр (10 тыс. листов) второй половины XV – начала XVI вв. с религиозными сюжетами; гравюры XVIII в. (самое большое собрание): Д.Б.Пиранези и его сына Ф.Пиранези (архитектурные композиции), жанровые сцены Ф.Паризо, виды городов Б.Белотто, мифологические сюжеты Ф.Бартолоцци и др., альбомы с античными вазами, саркофагами, канделябрами.
 
Обстановка библиотеки князя П.П.Вяземского, устроенной им в бывшей «длинной зале» состояла из высоких шкафов «красного дерева с бронзой» (С.Д.Шереметев, 1889) со шкафчиками внизу, в которых были размещены книги (10 тыс. томов), альбомы с гравюрами и литографиями. Пространство стен между шкафами и потолком было занято портретами государей (Анны Иоанновны, Петра III, Александра I, великой княгини Елизаветы Алексеевны и др.), чередующимися с портретами ученых и деятелей французской революции (М.В.Ломоносова, Робеспьера, Мирабо), изображением группы детей австрийской императрицы Марии-Терезии работы крепостного художника Антропова (1716-1795) и др.
 
На шкафах были выставлены изделия из мрамора и бронзы (мраморные изображения Будды; вазочки в виде мраморных ванн, вероятно, служившие пепельницами и др.). Рядом с высокими шкафами – тот же бильярд, который виден на фотографии библиотеки П.А.Вяземского; здесь же аксессуары для этой игры на специальной подставке и на низком столике; на последнем также скульптуры и скульптурные композиции из мрамора (?).
 
В 1920-е гг. в библиотеке П.П.Вяземского еще «сохранилась подвешенная к специальному кронштейну старая бронзовая масляная лампа» (А.Н.Греч,1924, с.33).
 

* Инкунабулы – первые книги, отпечатанные с наборных форм за время от изобретения книгопечатания до 1500 г.
Альдины – название книг (ок. 1100), изданных в 1495 –1497 гг. в Венеции Мануцием Альдом Старшим, его сыном Паоло и внуком Альдом Младшим. Издательская марка – дельфин, обвивающий якорь. 
Эльзевиры – название книг, напечатанных в знаменитых голландских типографиях XVI – XVII вв., принадлежавших типографам-издателям Эльзевирам.
** Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая видоизменяемость букв по эпохам и странам; п. занимается изучением рукописей, преимущественно внешней их стороны (способ написания, формы букв, особенности материала, на котором писали и т.д.).
Агиография – вид церковной литературы, посвящены жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми.
 
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение
Посмотреть изображение